Версия для слабовидящих
История Саратовского техникума железнодорожного транспорта | История района
  1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer
Error
  • JLIB_APPLICATION_ERROR_COMPONENT_NOT_LOADING
  • JLIB_APPLICATION_ERROR_COMPONENT_NOT_LOADING
  • JLIB_APPLICATION_ERROR_COMPONENT_NOT_LOADING
  • JLIB_APPLICATION_ERROR_COMPONENT_NOT_LOADING
  • JLIB_APPLICATION_ERROR_COMPONENT_NOT_LOADING
  • JLIB_APPLICATION_ERROR_COMPONENT_NOT_LOADING
  • JLIB_APPLICATION_ERROR_COMPONENT_NOT_LOADING
  • Error loading component: com_languages, 1
  • Error loading component: com_languages, 1
  • Error loading component: com_content, 1
  • Error loading component: com_content, 1
  • Error loading component: com_content, 1
  • Error loading component: com_languages, 1
  • Error loading component: com_languages, 1
  • Error loading component: com_zhyandexmap, 1
  • Error loading component: com_content, 1
  • Error loading component: com_content, 1
  • Error loading component: com_languages, 1
  • Error loading component: com_languages, 1

В XIX веке отсутствие современных путей сообщения и плохое состояние грунтовых дорог тормозило экономическое развитие России и затрудняло связь между губерниями. Вопрос о сооружении железной дороги от Саратова до Тамбова ставился в 1866 г. на первом Саратовском губернском земском собрании.Министр Путей Сообщения П.П. Мельников с высочайшего разрешения внес этот вопрос на рассмотрение Комитета железных дорог, который утвердил направление железной дороги от Тамбова к Саратову через Кирсанов и Аткарск.

В XIX веке отсутствие современных путей сообщения и плохое состояние грунтовых дорог тормозило экономическое развитие России и затрудняло связь между губерниями. Вопрос о сооружении железной дороги от Саратова до Тамбова ставился в 1866 г. на первом Саратовском губернском земском собрании.Министр Путей Сообщения П.П. Мельников с высочайшего разрешения внес этот вопрос на рассмотрение Комитета железных дорог, который утвердил направление железной дороги от Тамбова к Саратову через Кирсанов и Аткарск.

В феврале 1867 года было образовано Общество Рязано-Козловской дороги. Спустя год началось сооружение трассы, которое завершилось 17 июля 1871 года, когда был открыт для движения последний участок дороги Тамбов – Саратов.

В 1892 году Общество Рязанско-Козловской железной дороги преобразуется в Общество Рязано-Уральской дороги, и выступает с инициативой сооружения новых железных дорог, в том числе и на территории Саратовской губернии.

В 1893 году, решением правления акционерного общества Рязано-Уральской железной дороги под председательством Ивана Евграфовича Ададурова, Управление дороги переведено из Козлова в Саратов, как наиболее перспективный и крупный город.

Рост протяжённости железной дороги вызвал острую потребность в обслуживающем персонале, что и подвигло Правление Общества РУЖД в 1895 году обратиться в Учебный отдел Министерства путей сообщения с просьбой: ''… о постройке в районе Рязано – Уральской железной дороги Технического училища. В докладной записке подчеркивалось: «отсутствие в районе дороги Технического училища мешает возможности большинства служащих, численность коих уже теперь превышает 12 тысяч человек, воспитывать своих детей в Техническом училище, а дорогу – получать подготовленных, по своему желанию, служащих и притом в большем числе, чем это достигается при практикуемом способе посылки детей служащих в технические училища других дорог».

На принятие решения потребовалось около 5 лет. Приказом от 8 мая 1900 года по Министерству Путей сообщения было объявлено об открытии в городе Саратове технического железнодорожного училища.

Саратовское техническое железнодорожное училище (для подготовки техников второго разряда по двум специальностям: тяговой и путейской) открывалось и содержалось за счёт владельцев РУЖД, которые для этого ежегодно отчисляли от доходов по 15 руб. с версты пути; и за счёт средств города Саратова.

Так, например, 100 тыс. руб., выплаченные Управлением РУЖД городу как вознаграждение за отчуждение земель под железную дорогу, пошли в пособие казне на открытие в Саратове технического железнодорожного училища.

«В силу сложившихся обстоятельств» к концу 1899 года проект будущего училища еще не был утвержден. Строительство здания предполагалось начать не ранее марта 1900 года, а для «полного устройства и оборудования училища потребуется не менее двух лет».

Наиболее естественным выходом из такого положения представлялось Правлению открытие училища в 1900-01 учебном году в частном помещении. Открытие училища производилось постепенно, т.е. в 1900-01 году был открыт первый класс (на обучение принято 30 учащихся в возрасте 14 - 18 лет из детей железнодорожных служащих), а в 1901-02 – второй.

Срок обучения рассчитан на 3 года, после чего - обязательная двухлетняя практика, по окончании которой выдавалось Свидетельство. Учебный процесс проводился по единым для всех училищ этого типа учебным планам и программы по предметам, но особое внимание уделялось преподаванию черчения, математики и работе в учебных мастерских.

Большое внимание уделялось укреплению и расширению учебно-производственной базы училища. Уже к концу 1902 года были приобретены токарные станки, строгальная машина, точильный прибор.

Службой телеграфа РУЖД в 1903 году была пожертвована училищу коллекция предметов для изучения электротехники, как-то: динамо-машина (подержанная), телеграфный аппарат, предохранители, рубильники, выключатели и т.п. (более 50 предметов).

Приказом Министерства Путей Сообщения от 17 июля 1900 года за № 98 начальником Саратовского железнодорожного училища был назначен Тихон Петрович Громов, коллежский советник. Воспитание получил в Московском университете, который окончил со званием кандидата математических наук. Т.П. Громов способствовал созданию небольшого(14 человек), но весьма квалифицированного коллектива преподавателей, среди которых большинство имело высшее образование.

Бывший преподаватель Саратовского механического техникума М.А. Пятов-Пятаев, который окончил училище в 1906 году, вспоминал о том, что в нем царила казарменная дисциплина. Ежедневно учебные занятия начинались общей молитвой в актовом зале. Учащиеся были одеты в серые шинели военного покроя с ремнем и головные уборы с путейским наколышем. При встрече на улице начальника или инспектора училища учащиеся должны были встать во фронт и отдать честь.

Начальник училища Т.П. Громов придавал большое значение эстетическому воспитанию учащихся. В училище был духовой оркестр. В рапорте Учебному Отделу от 29 октября 1910 г. № 958 он сообщал, что преподаватель пения и надзиратель училища давно уже обращались к нему с просьбой приобрести рояль, «причем надзиратель училища видит в рояле средство для того, чтобы ученики больше пребывали в стенах училища и проводили более разумно свободное время, образуя из себя хор, обучаясь как духовному, так и светскому пению, и готовясь к устройству музыкального вечера».

В 1905 году состоялся первый выпуск молодых техников.

В 1906 – 1907 году в училище были открыты параллельные классы, количество учащихся увеличилось на 65 человек, в 1915 году, контингент учащихся составил 155 человек.

МастерскиеДо 1918 года было осуществлено 15 выпусков. Из 564 человек, окончивших училище, получили аттестаты и звания техников 2 разряда только 187 человек, которые и составили костяк Рязано-Уральской железной дороги.

Неумолимо бежит время…

1917 год - низшее техническое железнодорожное училище было преобразовано в Саратовское среднее техническое училище, которое производило набор на следующие отделения: строительное (гражданские сооружения), механическое (паровозная тяга), электротехническое (сильноточники).

Прием учащихся производился на базе 7 классов, срок обучения – 4 года и обязательная двухлетняя производственная практика; по окончании – звание техника 1 разряда.

В 1922 году училище было преобразовано в железнодорожный политехникум. В его педагогическом коллективе было 6 научных работников и 15 специалистов – инженеров.

В 1924 году политехникум был преобразован в Саратовскую объединенную железнодорожную школу с трехлетним курсом обучения.

В 1930 году школа была закрыта, и на её базе был основан железнодорожный техникум, который в первые годы своего существования назывался политехникумом, а с 1936 года – Транспортным техникумом железнодорожного транспорта.

В 1938 году на основании приказа НКПС от 28 августа 1938 года техникум был переименован в Саратовский механический техникум железнодорожного транспорта.

В 1940 году начальником был назначен Михаил Игнатьевич Галкин.

Накануне Великой Отечественной войны техникум занимал три двухэтажных здания (одно из которых сохранилось до сегодняшнего дня) В I и III корпусах располагались учебные кабинеты и мастерские, а во II – общежитие, спортивный зал, библиотека, маленький актовый зал и столовая. Кроме того, было два деревянных здания, где так же жили учащиеся и некоторые сотрудники. Своими силами коллектив техникума сделал маломощную электростанцию, которая полностью обеспечивала электроэнергией все три учебных корпуса.

КраснобаевВойна оставила неизгладимый след в истории техникума.

Добровольцами ушли на фронт преподаватель В. И. Краснобаев и заместитель начальника техникума по административно-хозяйственной части М. И. Тихонов. Группа СЦБ 2 курса на комсомольском собрании решила в полном составе подать заявления в военкомат с просьбой отправить их защищать Родину. Только трое из них вернулись с фронта. Более 100 студентов и преподавателей добровольцами ушли на фронт.

 

На базе техникума работают призывной пункт, эвакуированный из Гомеля железнодорожный техникум, Елецкий техникум, Саратовский строительный техникум. Занятия шли в три смены.

Бывший заведующий учебной частью техникума Ювеналий Кузьмич Луйтковский вспоминал: «работники техникума и учащиеся … нагружали и разгружали вагоны и платформы, очищали от снега стрелки и пути, охраняли перекидной мост, работали в вагонном и локомотивном депо, на грузовом дворе. В дни Сталинградской битвы велись большие оборонные работы в прифронтовом городе: рыли траншеи, блиндажи. Учащиеся техникума помогали перестраивать завод «Комбайн» на выпуск самолетов, убирали цеха после работы».

Клавдия Ивановна Шитова, преподаватель истории, вспоминала: «Были случаи, когда наши художественные бригады, а их было три, выступали в 2-3 госпиталях и давали 2-4 концерта в каждом госпитале, чтобы поддерживать хорошее настроение у раненых бойцов. Порой давали концерты в палатах тяжелораненых, где слушателей было меньше, чем участников концерта.

Что бы ни делали учащиеся – все было подчинено одной задаче: «Все для фронта, все для победы!»

Шли годы, и время выдвигало новые задачи: народному хозяйству требовались новые специалисты.

В 1956 г. открылось отделение «Паровозное хозяйство», в 1961 г. – отделение «Проводная связь на железнодорожном транспорте»,

1969 г. – отделение «Радиосвязь и радиовещание».

В декабре 1962 года директором теперь уже «Саратовского железнодорожного техникума» стал Серафим Васильевич Садилов, выпускник Московского института инженеров железнодорожного транспорта, участник битвы за Москву. За время его работы в учебном заведении произошли большие изменения, техникум стал буквально преображаться. Занятия на дневном отделении всё ещё проводились в две смены. Продолжало работать и вечернее отделение по специальности «Холодная обработка металлов» (последний выпуск в количестве 31 человека был в 1964 году) и «Электротяговое хозяйство» (Ртищевский филиал, на базе которого в 1968 году был открыт Ртищевский техникум железнодорожного транспорта).

В 1992 году открыто отделение электроснабжение, в 2009 году – специализация вагонное хозяйство.

Техникум всегда славился тем, что в нём был очень сильный преподавательский состав. Преподаватели Т.М. Рубнич и Н.А. Прелатова были удостоены звания «Заслуженный учитель РСФСР». В коллективе работали и работают Почетные железнодорожники.

Изменялся статус, расширялся перечень направлений подготовки, росла численность обучающихся и сотрудников, - неизменным оставалось и остаётся главное предназначение техникума — качественная подготовка специалистов, способных реализовывать транспортную политику государства на практике. За 114 лет подготовлено более 35 тысяч специалистов среднего звена для железнодорожной отрасли.

Судьба техникума складывается из судеб конкретных людей, чьим трудом и талантом определяется облик учебного заведения, его особенный колорит.

Богатая история СТЖТ нашла отражение в экспозиции музея истории СТЖТ, материалы фондов активно используются в краеведческой и научно-исследовательской работе. Поучительны судьбы ветеранов и энтузиастов педагогического труда, представителей железнодорожных и педагогических династий. Неравнодушное отношение к жизни, высокая ответственность за все происходящее всегда отличали Зотову Наталью Казимировну, автора первой «Летописи истории СТЖТ». Она и ее мама Маргарита Ивановна Пиотровская отдали работе в техникуме более 60-ти лет.

Сегодня СТЖТ - филиал СамГУПС - одно из крупнейших учебных заведений СПО Саратовской области.