ОАО "Сарэнергомаш"
ОАО «Саратовский завод энергетического машиностроения» основан в 1871 году и в этом году отметил своё 143-летие. За столь существенный период своей истории завод специализировался на производстве оборудования различных отраслей народного хозяйства: от ремонта подвижного состава железной дороги в начале века и ремонта бронетехники в годы Великой Отечественной войны до производства оборудования для энергетики и нефтехимии.
Страницы истории завода
Вторая половина XIX века была ознаменована в России бурным ростом промышленности, что требовало и соответственного развития ее инфраструктуры, главным в которой было строительство железных дорог.
ПОЧТИ все оборудование и машины, необходимые для железных дорог: паровозы, вагоны, рельсы и т.п. ввозились из-за границы, на что ушел туда почти миллиард рублей. Российские предприниматели не хотели мириться с таким положением дел и стали вкладывать крупные средства в промышленность, работающую на железнодорожных концессионеров.
Так, в апреле 1869 года было создано акционерное общество по строительству железной дороги от Тамбова до Саратова, и был утвержден Устав "Общества". Согласно Устава, в "Обществе", кроме ремонта подвижного состава, предусматривались и «… все другие принадлежности для эксплуатации». В «другие принадлежности» входили главные железнодорожные мастерские в Саратове.
Тамбово-Саратовская железная дорога была построена за сравнительно короткие сроки. Одновременно с дорогой, на юго-западной окраине города, в пустующей низине началось строительство железнодорожных мастерских…
27 мая 1871 г. С этого момента начинается трудовая летопись предприятия. Основной задачей мастерских является ремонт подвижного состава.
1920г. Железнодорожные мастерские преобразуются в "Паровозоремонтный завод". Разгорался огонь гражданской войны, и завод работал на спасение молодой Республики Советов. Шум станков не утихал ни днем, ни ночью. Помимо основной своей работы - ремонта паровозов, вагонов, цистерн, вагонов-ледников на заводе было развернуто производство артиллерийских снарядов, из его цехов вышел первый бронепоезд.
1930 г. Мирное время - мирная продукция. Предприятие стало называться «Саратовский машиностроительный завод ВСНХ №2». Выпускается оборудование для хлебозаводов автоматов, элеваторов и мельниц. В конце мая того же года он переименовывается в «Машиностроительный завод №2» Мельстрой».
1937 г. Героизм первых пятилеток и сталинских репрессий. Завод вновь переходит в систему Народного Комиссариата путей сообщения.
1941 – 1945 г. В годы войны судьба завода слилась с судьбой всей страны, всего народа. Восстанавливали танки, производили снаряды. Лично командующему Сталинградским фронтом был отремонтирован танк и усилена броня.
1950 г. Завод переводится в Министерство тяжелого машиностроения и переименовывается в завод «Тяжмаш». С этого года берет начало новое направление - изготовление оборудования для нефтехимической промышленности.
Начало 60-х Решением коллегии Министерства тяжелого машиностроения принято решение о передаче технической документации Московского завода «Комега» на подогреватели сетевой воды типа БП в Саратовский завод «Тяжмаш» для организации их производства. С этого периода начинается серийное изготовление вертикальных подогревателей сетевой воды.
1976 г. Завод переводится в Министерство энергетического машиностроения и переименовывается в «Завод энергетического машиностроения». Предприятие окончательно перешло на производство энергетического и котельно-вспомогательного оборудования для большой и малой энергетики. Это вертикальные подогреватели сетевой воды, подогреватели низкого давления, оборудование водоподготовки, вакуумные деаэраторы.
1992 г. Этот год вошел в нашу историю, как год распада СССР на суверенные государства. С этого периода началась структурная перестройка экономики России, разгосударствление производства.
На базе государственного завода «Саратовский завод энергетического машиностроения» было образовано акционерное общество ОАО «Сарэнергомаш».
Снижение платежеспособного спроса резко уменьшило выпуск продукции, в поисках выхода из создавшейся ситуации руководством завода принимается решение о расширении номенклатуры изготавливаемой продукции и внедрении в производство ее новых видов.
С этого момента начинается летопись возрождения завода. Внедряется новое производство, осваиваются принципиально новые направления в деятельности завода, новое оборудование, современные технологии. Жизнь никогда не стоит на месте, и вместе с ней в новое тысячелетие уверенно входит наш завод. Мы убеждены, что еще много интересных страниц будет вписано в его историю – историю труда, славы и процветания.
История района
Октябрьский район один из старейших районов города, образованию которого предшествовала славная история, связанная со знаменательными событиями, именами выдающихся деятелей науки и культуры.